Одним
из результатов проводимой государством политики по повышению качества и
доступности государственных услуг для населения стало значительное расширение
возможностей обращения за государственной регистрацией прав на недвижимое
имущество в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и
картографии (Росреестр).
С 1 июня 2015 года Росреестр начал
принимать документы для государственной регистрации прав на недвижимость
расположенную на территории Российской Федерации в электронном виде - именно с
этого момента был запущен в эксплуатацию электронный сервис официального сайта
Росреестра «Подать заявление на государственную регистрацию прав».
Услуга
доступна для физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти. В
качестве заявителя могут выступить как правообладатель, так и его представитель,
а также нотариус.
Кроме
того, подачу документов на регистрацию в Росреестр с успехом применяет и Сбербанк, для своих
ипотечных сделок, совершенных в простой письменной форме.
Для
того, чтобы подать заявление на государственную регистрацию в электронном виде
необходимы доступ в интернет и наличие усиленной квалифицированной электронной
подписи (Усиленную квалифицированную подпись можно приобрести в
специализированном удостоверяющем центре). Список сертифицированных
удостоверяющих центров можно получить на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru).
Электронные услуги
Росреестра предоставляются с использованием сервисов интернет-портала
Росреестра rosreestr.ru и единого портала государственных
услуг gosuslugi.ru.
Общая схема
процедуры выглядит следующим образом:
-
заполнение заявителем электронного заявления на официальном сайте Росреестра с
помощью сервиса «Подать заявление на государственную регистрацию прав»;
- приложение необходимых
электронных документов согласно требуемому списку;
- подпись сформированного заявления
и пакета обращения своей усиленной квалифицированной подписью;
- направление
заявления и комплекта документов в регистрирующий орган.
По
итогам регистрационных действий формируются
электронные документы:
- Выписка
из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с
ним, удостоверяющая проведение государственной регистрации;
- Специальная
регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки, которая
удостоверяет проведенную государственную регистрацию сделки в отношении
недвижимого имущества, а также права собственности или иного вещного права;
- Уведомления, в зависимости от типа
регистрационного действия.
Предоставление
возможности подачи документов на регистрацию прав на недвижимое имущество в
электронном виде - один из ключевых этапов плана мероприятий («дорожная карта»)
«Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового
учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним (2013-2018 годы)», утвержденного распоряжением Правительства
Российской Федерации.
Преимущества
электронной подачи заявления на государственную регистрацию заключаются в
следующем:
- Подать заявление можно в любое удобное для заявителя
время, без посещения офисов МФЦ;
- Отсутствие очередей и как следствие
экономия времени.
Помимо
исключения необходимости личного посещения многофункциональных центров следует
также отметить в качестве преимущества такого способа представления документов
и сокращение сроков проведения самой процедуры.
Так,
если на госрегистрацию права по общему правилу отводится максимум 7 или 9
рабочих дней (при представлении документов непосредственно в регистрирующий
орган или многофункциональный центр соответственно), то при представлении таких
документов, заверенных нотариально, в электронном виде, госрегистрация должна
быть произведена в течение 1 рабочего дня, следующего за днем приема
документов.
Относительно
государственной пошлины необходимо отметить, что в случае обращения физического
лица за предоставлением государственной услуги посредством официального сайта
Росреестра и получения результата услуги в электронной форме государственная
пошлина уплачивается с учетом льготы предусмотренной ст. 333.35 Налогового
кодекса, а именно с учетом коэффициента 0,7 от государственной пошлины,
предусмотренной для определенного регистрационного действия.
Кроме
того, в связи с тем, что с 15.07.2016 свидетельства о госрегистрации права
собственности на недвижимость более не выдаются, мотивация подать документы в
бумажном варианте теперь также перестает быть актуальной.
Таким
образом, электронный сервис Росреестра дает следующие преимущества:
- возможность подачи заявления на
государственную регистрацию в любое удобное время суток и из любой точки мира;
- размер госпошлины меньше по сравнению с
подачей на бумажных носителях;
- сокращенный срок регистрации;
- заявители не контактируют с чиновниками
напрямую, что помогает избежать риска возникновения конфликта интересов и
исключить влияние человеческого фактора.
Специалист-эксперт Межмуниципального
отдела
по
Сенгилеевскому и Тереньгульскому районам
Управления Росреестра по Ульяновской
области
Т.В. Моисеева