13 июля 2015
года был принят Федеральный закон № 218-ФЗ "О государственной регистрации
недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости), который вступает
в силу с 1 января 2017 года.
Суть данного
закона сводится к оптимизации процедуры оформления прав на недвижимость
посредством объединения двух реестров: Единого государственного реестра прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, содержащего сведения о правах на недвижимое
имущество и государственного кадастра недвижимости, в котором учитываются технические
сведения об объекте недвижимости, в результате чего создается Единый государственный реестр недвижимости
(далее - ЕГРН), ведение которого будет осуществляться в электронном виде.
В связи с
объединением двух информационных ресурсов, полномочия по учету объектов недвижимости и регистрации прав
на них перейдут в одну структуру - Федеральную службу государственной
регистрации, кадастра и картографии.
Закон о государственной регистрации недвижимости
предполагает внедрение единой процедуры государственной регистрации права на
объект недвижимости и государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
Однако
в тексте закона предусмотрено не так много случаев, когда государственная
регистрация права и кадастровый учет объекта действительно осуществляются
одновременно, а именно:
- при создании объекта недвижимости,
для которого не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию;
- при образовании и
прекращении существования объекта недвижимости, его части;
- при образованием
или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую
распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта
недвижимости.
В
остальных случаях государственный кадастровый учет и государственная
регистрация осуществляются раздельно. Например, если для кадастрового учета
созданного объекта недвижимости требуется разрешение на ввод его в
эксплуатацию, то орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу соответствующего
разрешения направляет в Управление Росреестра по Ульяновской области разрешение,
заявление о кадастровом учете и иные необходимые документы. В данном случае
обязанность по подаче заявления о кадастровом учете и государственной
регистрации объекта недвижимости возлагается на уполномоченный орган местного
самоуправления. Эта новелла Закона о государственной регистрации недвижимости
будет действовать в отношении большей части недвижимости, для легализации
которой требуется разрешение на ввод в эксплуатацию. После постановки на
кадастровый учет от имени правоприобретателя оплачивается государственная
пошлина и регистрируется право на созданный объект.
Если
государственная регистрации и постановка на кадастровый учет осуществляются
одновременно, и если выявляется основание для приостановления, например,
кадастрового учета, то приостанавливается вся единая процедура до устранения
причин приостановления. Это обусловлено единством процедуры регистрации и
учета.
В
Законе о государственной регистрации недвижимости закреплен достаточно широкий
круг оснований для приостановления государственной регистрации-51 пункт. Такой
подход закладывает фундамент для разносторонней проверки государственным
регистратором предоставляемых документов и сведений. Однако, в осуществлении
государственной регистрации и (или) кадастрового учета отказывается только,
если в течение установленного срока не устранены причины, послужившие
основанием для приостановления соответствующих процедур. Такая конструкция
призвана минимизировать возможность ошибки государственного регистратора и
направлена на обеспечение прав и законных интересов заявителей.
В
заключении хотелось бы отметить, что в целях реализации Закона о
государственной регистрации недвижимости на федеральном уровне в настоящее
время проводится достаточно большая работа по разработке и принятию подзаконных
актов. Речь идет, в частности, об обеспечении функционирования электронного
документооборота при осуществлении регистрационных действий, межведомственного
взаимодействия органов публичной власти, а также их взаимодействия с
кадастровыми инженерами, нотариусами посредством электронных сервисов, об
определении порядка ведения реестра и предоставления из него сведений. В полном
объеме работа должна завершиться к концу 2016 года.
Начальник
Межмуниципального отдела
Радищевский Управления
Росреестра
по Ульяновской
области Ю. Сальников