Администрация муниципального образования "Радищевский район" Ульяновской области |
||
Поиск по сайту |
Проект. Концепция духовно-нравственного воспитания населения Ульяновской областиI. Введение В последние годы проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. В послании В.В.Путина к Федеральному Собранию, он оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере, как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. Он сказал: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества». Развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели не только материальные. Не менее важны духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память. И сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, начало нового духовного подъёма. Возрождение Российского государства, поворот к демократизации, гуманизации и гуманитаризации, к правам и свободам личности потребовали переосмысления государственной социальной политики. Её новое понимание закреплено в действующей Конституции России, в правовых актах Российской Федерации. По сути, пересмотрена сама концепция развития всей государственной социальной системы (в том числе образования, культуры, здравоохранения), в которой чётко определены новые принципы, утверждающие гуманистическую и демократическую ориентацию в работе социальных институтов разных уровней. Одним из основных направлений государственной социальной политики является формирование самосознания личности и на национальных основах, и в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Именно в настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность, что по сути является неосознанным сопротивлением интенсивному проникновению элементов западной культуры и поведенческих стандартов, стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственно-этнических понятий, национального сознания и поведения. Формированию национального самосознания, являющегося одним из основных факторов становления и развития свободной, творчески самостоятельной личности с чувством собственного достоинства, во многом способствует изучение духовных ценностей народа, национальной культуры в тесной связи с общечеловеческими ценностями. И в связи с этим переосмысливается роль православия и других конфессий в истории России и по-новому оценивается его принципиальное влияние на духовно-нравственное развитие человека. Процесс духовно-нравственного воспитания есть по природе своей процесс живой и непрерывный, осуществляемый в определённой культурно-исторической среде, и рассматривать этот процесс необходимо в конкретной культурно-исторической традиции, в гармоничном синтезе её составляющих констант: государственной, религиозной, этнической. Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта. Поэтому наиболее верный и конструктивный путь преодоления духовно-нравственного кризиса современного российского общества - принять в качестве опоры тот духовный пласт, который всегда был ею и который стал бы определяющим мерилом в сознании современного общества. Внутреннюю основу нашего общества должны составить духовные нормы, традиции и ценности. В Концепции сформулированы теоретические основы духовно-нравственного воспитания, его цель, задачи, определены закономерности и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций в духовно-нравственном воспитании в современных условиях, представлена система программных мероприятий. Основной целью Концепции является определение направления деятельности органов государственной власти в духовно-нравственном воспитания населения Ульяновской области. II. Основные понятия 1. Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия: Духовность - устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу - к какому-либо, им предпочтенному, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Нравственность - это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность - понятия существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Духовно-нравственное воспитание - процесс формирования у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). III. Цели, задачи и принципы духовно-нравственного воспитания Цель духовно-нравственного воспитания - развитие в обществе высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах области и Родины. Цель определяется общей потребностью россиян в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоёв населения; психологической готовности к любым испытаниям, трудностям во имя интересов каждого человека и всего народа нашей великой Родины. Идея возрождения национальных духовных традиций и ценностей оформляется в цель жизнедеятельности российского общества, всех слоёв населения, воплощается в процессе воспитания и просвещения подрастающего поколения, молодёжи и студентов. Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих задач: Стратегические задачи: -служение своему Отечеству и народу; -возрождение и формирование у населения духовных ценностей; -формирование бережного отношения к культурному наследию народов России; природе страны; людям и природному окружению своей местности; истории и традициям Ульяновской области; -усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории; -усвоение и воплощение в жизнь нравственных традиций русского народа и своего этноса; -сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня; -гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к старшим; -утверждение в сознании общества положительного образа многодетной семьи и необходимости защиты священного дара жизни; -формирование национального самосознания, ответственного отношения к русскому языку как государственному и как средству межнационального общения, уважения к своему родному языку. Тактические задачи: -активизация совместной просветительской деятельности всех заинтересованных структур, обмен опытом, информацией и осуществление совместных проектов; -усиление духовно-нравственной направленности при освещении событий и явлений общественной жизни региональных средств массовой информации, активное противодействие пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия; -достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, культурой, детских и молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и подростков; -сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирование духовно-нравственных качеств личности; -воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений. -изучение географии и истории своей страны, своей местности; формирование реалистического представления о природных и исторических истоках национального своеобразия народов России; -изучение, охрана и восстановление культурного наследия Ульяновской области; приумножение культурных богатств Ульяновской области; -утверждение национальных чувств и национального достоинства каждого человека в повседневной жизни и деятельности; формирование уважительного отношения друг к другу и преодоление кичливости, эгоизма и чванства. Организационные задачи: -координация деятельности различных социальных институтов, государственных и общественных подразделений; -концентрация ресурсов, выделяемых для духовно-нравственного оздоровления общества; -обеспечение более эффективного использования этих ресурсов; -интеграция задач духовно-нравственного воспитания и просвещения в социальные, оздоровительные и педагогические программы. Основными принципами духовно-нравственного воспитания являются: -принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по духовно-нравственному воспитанию населения Ульяновской области; -принцип ценностной ориентации. Духовно-ценностные ориентации - это те, которые имеют смысловую жизненную значимость для личности; -принцип адресного подхода в духовно-нравственном воспитании, предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения; -принцип активности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения населения и его ценностных установок, ориентированных на интересы области. Принцип активности проявляется в творческой деятельности по улучшению окружающей среды, в волевых качествах, обучении; -принцип сохранения исторической памяти народа, предполагающий необходимость сбережения в разных формах всех видов информации о событиях прошлого, о времени и месте свершения этих событий; о конкретных лицах, принимавших в них участие. Принцип включает в себя знание истории, способность дорожить историческими традициями своего народа, сохранять их в памяти. Историческая память является базой, фундаментом для формирования духовно-нравственной личности; -краеведческий принцип, требующий формирования знаний о природе, экономике, истории и культуре своей местности (микрорайона, города, села, района, области и т. д.). Этот принцип предполагает и непосредственное активное участие каждого в общественно полезной деятельности по улучшению условий существования на территории своей местности; сохранения памятников истории и природы в самых различных формах (краеведческие музеи, выставки, клубы и т. д.); -принцип воспитания на традициях. Под традициями понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, сопутствующие им обычаи, обряды, идеи, представления, правила, духовные ценности и т. п.; -лингвистический принцип, требующий всемерного сохранения и развития русского языка как средства межнационального общения и языка своей нации, народности, как средства сохранения и воспроизводства культуры своего народа; -принцип информационной защищенности. Суть этого принципа заключается в признании прав человека на обеспечение защиты от тех видов информации, которые представляют опасность для его физического, нравственного и духовного здоровья. Все названные принципы взаимосвязаны и реализуются в единой целостной системе всей совокупностью воспитательных средств. IV. Направления организации работы по духовно-нравственному воспитанию Основными направлениями работы по духовно-нравственному воспитанию являются: В сфере образования: -включение духовно-нравственных компонентов в воспитательную деятельность образовательных организаций; -включение мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в деятельность образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, вовлечение в данную работу родителей и общественных организаций; -проведение конференций, семинаров, совещаний по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи; -организация профильных смен историко-краеведческой, духовно-патриотической направленности для детей и подростков; -организация внешкольных мероприятий: экскурсии, десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства; -усиление взаимодействия семьи и школы для духовно-нравственного развития и гражданского воспитания детей и молодежи; -создание научно-методических рекомендаций по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и подростков для различных уровней системы образования; -проведение научно-практических семинаров по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и подростков для руководителей образовательных организаций, текущих консультаций, заседаний научно-методических объединений и открытых мероприятий по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и подростков для специалистов разных уровней; -разработка положений и проведение конкурсов ученических работ школьников, научных работ студентов и молодых ученых региона по гражданской, патриотической и духовно-нравственной тематике; -разработка программ и методических рекомендаций по туристско-экскурсионной краеведческой работе с учетом возрастных особенностей восприятия учащимися материала гражданского, патриотического и духовно-нравственного содержания. В сфере здравоохранения и развития физической культуры и массового спорта: -развитие службы здоровья - центров, отделений, кабинетов медицинской профилактики и планирования семьи, кабинетов здорового ребенка, кабинетов медико-психологической помощи, консультативных поликлиник по профилактике и борьбе со СПИДом; -разработка и внедрение современных технологий, направленных на укрепление репродуктивного здоровья населения; -укрепление здоровья детей и подростков, совершенствование профилактических мероприятий по снижению детской смертности от управляемых причин; -усиление профилактической направленности медицинской помощи, обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи населению; -организация работы школ и университетов общественного здоровья; -совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья, формирования у населения в целом устойчивых стереотипов здорового образа жизни, обучение населения методам самоконтроля состояния здоровья и методам самооздоровления; -развитие системы мониторинга физического состояния здоровья населения, физической подготовленности и развития; -развитие центров социальной и культурной фасилитации и сопровождения для детей с ограниченными возможностями; -повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, в том числе малых форм по месту жительства, и повышение эффективности их использования; -непоощрение развития видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующих культ насилия и жестокости; -создание условий для организации семейного отдыха; -усиление информационно-просветительской работы с несовершеннолетними по вопросам здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками, пропаганда ценностей здоровья в средствах массовой информации; -формирование и сохранение психологического здоровья населения, в том числе детей и подростков, позволяющего каждому человеку не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать развитию общества; -формирование духовно-нравственных качеств личности, делающих ее способной противостоять негативным факторам современного общества. В сфере культуры: -сохранение уважения к родному языку, к самобытной культуре, к памяти своих предков, к отечественной истории, которые являются базой для укрепления единства и суверенитета страны, служат основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений; -возрождение этнокультуры и традиций народов многонационального Ульяновской области, включая национальные обычаи, обряды, родной язык, через создание художественных произведений, концертных программ, театральных постановок, организацию фестивалей, праздников и иных видов массовых мероприятий, проведение этнографических экспедиций; -активизация различных форм семейного досуга, трансляция через семью нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций; -укрепление материальной базы учреждений культуры, создание центров духовно-нравственного воспитания; -разработка и реализация информационных инвестиционных проектов в сфере культуры, в том числе направленных на формирование имиджа Ульяновской области как крупного культурного центра; -рост числа публикаций, посвященных информации о культурной жизни Ульяновской области в средствах массовой информации. В сфере семейной политики: -содействие популяризации семейных ценностей в обществе, оказание поддержки семьям во внедрении традиционных и новых методов духовно-нравственного, семейного воспитания, способствующих развитию патриотизма; -возрождение и укрепление семейных традиций, духовности и нравственности в обществе; -объединение усилий органов государственной власти Ульяновской области и общества, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению социального института семьи; взаимодействие органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на поддержку семьи; -создание условий, способствующих формированию репродуктивного поведения супружеских пар на осознанное рождение двух и более детей, переход от малодетности семьи к социальным нормам среднедетности (2-3 ребенка); -обеспечение условий для роста воспитательного, духовно-нравственного потенциала семьи, предупреждение насилия в семье; -формирование позитивного "просемейного" общественного мнения, повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи; -повышение ответственности родителей за создание условий по жизнеобеспечению, воспитанию, образованию и развитию детей. В сфере молодежной политики: -разработка нормативно-правовой базы, определение стандартов в сфере региональной молодежной политики; -наличие развитого программно-целевого подхода к осуществлению деятельности; -развитие системы информационного обеспечения молодежной политики, развитие системы мониторинга состояния реализации молодежной политики (обратная связь); -повышение уровня гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи; -наличие активных общественных молодежных организаций и представительных органов (студенческого совета, молодежной палаты, советов молодых специалистов в организациях); -формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни Ульяновской области; -повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда, снижение уровня безработицы, рост деловой активности и предприимчивости молодежи; -улучшение социально-бытовых и жилищных условий молодых семей, повышение уровня рождаемости; -пропаганда семейных ценностей, снижение числа разводов; -улучшение физического здоровья и психического состояния молодых людей, снижение уровня наркомании и алкоголизма в молодежной среде, формирование у молодых граждан потребности в здоровом образе жизни; -развитие молодежного спорта и туризма; -развитие инфраструктуры молодежного досуга в области; -снижение количества правонарушений среди подростков и молодежи. В сфере совершенствования системы патриотического воспитания граждан: -поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации; -организация посещения молодежью городов-героев и городов воинской славы, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; -формирование авторитета и уважения к государственным символам, активное их использование в духовно-нравственном воспитании и развитии подрастающего поколения; -активное использование внешней атрибутики и символики в идейно-воспитательной работе, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования; -проведение торжественных мероприятий, посвященных государственном праздникам и дням воинской славы. В сфере профилактики межнациональных и межрелигиозных конфликтов: -принятие профилактических, воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение межнациональных и межрелигиозных конфликтов, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих появлению и развитию межнациональных и межрелигиозных конфликтов, на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения межнациональных и межрелигиозных конфликтов, противодействие распространению экстремистских материалов через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет; -формирование в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия; -совершенствование правовых основ научного и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов, проявлений агрессивного национализма и связанных с ними криминальных проявлений, массовых беспорядков, проявлений экстремизма и терроризма; -принятие правовых и организационных мер по предотвращению и пресечению деятельности, направленной на возрождение националистической идеологии, воспроизводящей идеи нацизма, на обеление этих идей; -вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости; -организация с участием институтов гражданского общества и интернет-провайдеров противодействия пропаганде идей экстремизма в социальных сетях; -предотвращение и пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; В сфере использования средств массовой информации: -соблюдение требований действующего законодательства о рекламе, развитие социальной рекламы на территории Ульяновской области; -обеспечение защиты детей и подростков от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию; -увеличение количества радио- и телепередач, публикаций, демонстрирующих положительные модели социального поведения, формирующих толерантное сознание; -усиление духовно-нравственной направленности при освещении событий и явлений общественной жизни региональными средствами массовой информации (далее - СМИ), активное противодействие пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия; -активное использование элементов духовно-нравственного воспитания в СМИ, преодоление при этом сложившихся негативных стереотипов и комплексов; -целенаправленное и творческое освещение духовно-нравственных идеи, противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации духовно-нравственных ценностей в СМИ, литературе и искусстве; -организация постоянно действующих рубрик по духовно-нравственному воспитанию и просвещению в СМИ; -привлечение печатных и электронных СМИ для формирования «просемейного» общественного мнения, пропаганды ценностей семьи, семейного образа жизни, семейных форм воспитания детей, позитивного опыта становления молодых семей, ответственного материнства и отцовства, многодетности; -использование СМИ и иных информационных ресурсов при проведении пропагандистской деятельности, популяризации ценностей российского общества (здоровье, семья, Родина, патриотизм, труд, служение отечеству, толерантность, права человека, активная жизненная и гражданская позиция, ответственность и пр.); -регулярное освещение в СМИ итогов работы в сфере духовно-нравственного воспитания. V. Механизмы реализации Духовно-нравственное воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике региона в области воспитательной деятельности. Правовой основой духовно-нравственного воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации «Об образовании», от 28 марта 1998 г. № 53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 05 декабря 2010 г. № 795-ФЗ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Ульяновской области в части, касающейся вопросов духовно-нравственного воспитания. Система духовно-нравственного воспитания и просвещения включает в себя соответствующие государственные и муниципальные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс конкретных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию населения Ульяновской области. Система духовно-нравственного воспитания и просвещения охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых и иных коллективов и заканчивая высшими органами власти региона. Она предполагает организацию мероприятий духовно-нравственной направленности как на региональном и муниципальном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью. Ведущее место в системе духовно-нравственного воспитания занимает семья. Семья, являясь ячейкой общества, несет в себе традиции, обычаи и предания этого общества. В семье начинается процесс духовно-нравственного воспитания личности, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных трудовых, воинских коллективах, культурно-просветительских учреждениях, в общественных организациях. В системе духовно-нравственного воспитания важнейшей составляющей является массовая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и других общественных организаций, Русской Православной Церкви и другими традиционными конфессиями. Система духовно-нравственного воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы духовно-нравственного воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах Ульяновской области и Российской Федерации в целом. Нормативно-правовое обеспечение духовно-нравственного воспитания включает в себя совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса духовно-нравственного воспитания, роли, места, задач, функций органов власти, каждого ведомства, организаций как составляющих элементов единой системы духовно-нравственного воспитания с учетом их специфики. Нормативно-правовое обеспечение включает: -подготовку и принятие законодательных актов по созданию системы духовно-нравственного воспитания населения в области; -заключение соглашений о сотрудничестве и разработке программы совместных действий органов исполнительной власти области, органов управления образованием, здравоохранения, культуры и Симбирской митрополии; -проведение социологических исследований по проблемам духовно-нравственной жизни населения области; -создание группы по экспертизе воспитательно-образовательных программ и методических материалов по духовно-нравственному воспитанию; -анализ и обобщение опыта духовно-нравственного воспитания в области; -создание исследовательских лабораторий по проблемам духовного и нравственного воспитания в области; -разработку и внедрение учебных и просветительских программ формирования у детей, молодежи и населения в целом устойчивых стереотипов здорового образа жизни. Программное и организационно-методическое обеспечение предполагает фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению духовно-нравственного воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории населения; развитие и совершенствование форм и методов воспитания, осуществляемого управлениями и ведомствами, институтами воспитания и общественными организациями; обобщение результатов учебно-методических разработок, информирование о новациях в этой области представителей системы образования, организаторов массовой духовно-нравственной работы; регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учётом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ. Предполагает: -формирование комплекса предложений по интеграции духовно-нравственного компонента в действующие на уровне области гуманитарные программы и реализация этих предложений; -создание базовых экспериментальных площадок в медицинских и педагогических учреждениях области, а также родительских лекториев, «маминых школ», «семейных гостиных»; -подготовка, создание и распространение книг и печатных материалов духовно-нравственного содержания; -формирование библиотек для родителей в образовательных учреждениях, при семейных клубах, объединениях, воскресных школах, распространение лучшего опыта семейного воспитания в областных средствах массовой информации; -создание православно-ориентированных родительских общественных объединений, семейных клубов; -организация церковных воскресных школ. Информационно-просветительское и культурно-просветительское обеспечение духовно-нравственного воспитания - утверждение духовно-нравственных ценностей в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах жителей области; активное использование элементов духовно-нравственного воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана; противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации духовно-нравственных ценностей в средствах массовой информации, литературе и искусстве; целенаправленное и творческое использование позитивных возможностей духовно-нравственных идей в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями подрастающего поколения при активном участии соответствующих социальных и государственных институтов, особенно управлений образования и науки, культуры, по делам молодежи, здравоохранения, социальной защиты населения, физической культуры и спорта области, Симбирской митрополии. Предполагается: -разработка подпрограмм и рекомендаций по усилению патриотической и духовно-нравственной направленности для местных средств массовой информации; -организация постоянно действующих рубрик по духовно-нравственному воспитанию и просвещению в средствах массовой информации; -организация и проведение Дней православной культуры в области; -организация работы православного лектория в рамках Дней православной культуры; -проведение общественных чтений по основам социальной концепции Русской Православной Церкви; -проведение уроков милосердия в учреждениях общего, среднего специального, высшего и дополнительного образования; -создание видеофильма о духовном возрождении области; -комплектование фондов библиотек литературой на национальных языках; -создание телевизионных и радиовещательных образовательных программ, направленных на развитие духовности подрастающего поколения; -создание в областной газете специальных тематических рубрик, воспитывающих патриотические, духовно-нравственные качества населения; -разработка мероприятий и организация работы по противодействию распространения в среде детей, подростков и молодежи курения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности. Научно-теоретическое и научно-методическое обеспечение означает организацию исследований в сфере духовно-нравственного воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития духовно-нравственной личности; обогащение содержания духовно-нравственного воспитания посредством включения в него культурно-исторического, этического и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук; научное обоснование путей приобщения населения, особенно подрастающего поколения, к духовно-нравственным ценностям, их духовного освоения. Это предполагает: -формирование научных коллективов по экспертизе и доработке программ по духовно-нравственному воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования, средних специальных образовательных учреждениях, вузах; -отбор и оценка степени применимости на уровне области имеющихся программ по духовно-нравственному воспитанию для дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, дополнительного, среднего специального и высшего образования; -создание экспериментальных площадок для апробирования новых форм и методов педагогической деятельности по вопросам духовно-нравственного воспитания; -организация работы по интеграции духовно-нравственного компонента в содержание образовательных программ по различным методикам и учебным дисциплинам; -создание научно-методических рекомендаций и проектов наглядных пособий по духовно-нравственному воспитанию для различных уровней системы образования; -проведение серии установочных научно-практических семинаров по духовно-нравственному воспитанию для руководителей образовательных учреждений, текущих консультаций, заседаний научно-методических объединений и открытых мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для специалистов разных уровней; -курирование работы по духовно-нравственному воспитанию и преподаванию в дошкольных образовательных учреждениях, школах, учреждениях дополнительного образования; -проведение региональной научно-практической конференции по духовно-нравственному воспитанию в системе среднего специального и высшего образования; -разработка положений и проведение конкурсов ученических работ школьников, научных работ студентов и молодых ученых региона по духовно-нравственной тематике; -разработка программ и методических рекомендаций по туристско-экскурсионной краеведческой работе с учетом возрастных особенностей восприятия учащимися материала духовно-нравственного содержания; -организация и проведение областных конкурсов и олимпиад «Знаешь ли ты родной край?»; -разработка подпрограммы проведения молодежных досуговых мероприятий духовно-нравственного характера (праздники, паломничества, поездки, экскурсии); -создание областной молодежной паломническо-труднической службы; -разработка и апробирование контрольно-диагностических материалов по определению уровня духовно-нравственной воспитанности выпускников дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательной школы, учреждений системы дополнительного образования и т. д. Обеспечение взаимодействия муниципальных образований, различных ведомств в системе духовно-нравственного воспитания предусматривает повышение эффективности этой системы, ее функциональных возможностей, разработку модели реализации основных направлений деятельности по духовно-нравственному воспитанию населения Ульяновской области. Кадровое обеспечение предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня (представителей власти; управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры и т. д.) в вопросах духовно-нравственного воспитания, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи духовно-нравственного воспитания населения Ульяновской области, что предполагает: -проведение конференций, «круглых столов», семинаров по педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения население Ульяновской области; -поддержка постоянно-действующих учебных курсов-семинаров по духовно-нравственному воспитанию; -разработка и внедрение содержательных и методических учебных курсов и спецкурсов духовно-нравственной направленности для студентов средних специальных и высших образовательных учреждений области; -внедрение учебного курса «Православная педагогика» в сузах и вузах; -проведение ежегодного «круглого стола» на тему: «Основные современные проблемы духовно-нравственного воспитания» с привлечением известных ученых, деятелей искусства, представителей духовенства; -проведение курсов повышения квалификации по духовно-нравственной тематике для различных категорий педагогов области; -организация в области работы постоянно действующего методического семинара по духовно-нравственному воспитанию; -проведение регулярных встреч педагогов области с духовенством; -организация паломнических поездок по святым местам. Финансово-экономическое обеспечение духовно-нравственного воспитания означает оказание финансовой поддержки за счёт ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств в реализации программ духовно-нравственного воспитания населения области, разработанных в области, муниципальных образованиях и общественных объединениях; привлечение производственных и предпринимательских структур к решению проблем повышения эффективности духовно-нравственного воспитания; финансирование мероприятий региональной программы в соответствии с ведомственной классификацией расходов областного бюджета. Создание этих условий будет способствовать совершенствованию управления системой духовно-нравственного воспитания. Органы исполнительной власти Ульяновской области, органы местного самоуправления, координационный совет Ульяновской области осуществляют управление системой и руководство процессом духовно-нравственного воспитания населения области, действуют в рамках своих полномочий и объединяют свои усилия в целях обеспечения эффективного его функционирования: обеспечивают выполнение положений Концепции; вносят предложения о совершенствовании системы духовно-нравственного воспитания и осуществляют их реализацию; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению общественных объединений, благочинии Симбирской митрополии и организаций к решению задач духовно-нравственного воспитания; обеспечивают финансирование мероприятий областной программы. Для управления системой духовно-нравственного воспитания, реализации общей стратегии в этой сфере деятельности, объединения усилий органов исполнительной власти, общественных организаций и движений, Симбирской митрополии в каждом муниципальном образовании создаются межведомственные координационные советы. Их состав и полномочия определяются соответствующими правовыми актами. VI. Оценка результативности духовно-нравственного воспитания Оценка результативности духовно-нравственного воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания. Основным критерием результативности является уровень духовной культуры как отдельной личности, так и населения Ульяновской области в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности. Результатом функционирования системы духовно-нравственного воспитания должны стать духовный и культурный подъем, снижение остроты духовно-нравственного кризиса в регионе, активизация духовно и культурного сознания населения, повышение уровня нравственной воспитанности детей и подростков. Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в Концепции, являются основой для решения важнейших задач духовно-нравственного воспитания, повышения активности населения Ульяновской области к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества. В совершенствовании и развитии Концепции предполагается участие всех органов государственной власти области, общественных объединений, научных союзов и организаций на основе их собственных инициатив. Отдельные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области. Концепция призвана способствовать восстановлению духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры - русского народа, коренных народов Поволжья и представителей всех национальностей и вероисповеданий, всех граждан, проживающих на территории Ульяновской области. 25.11.14 05:37 |
|
Администрация муниципального образования "Радищевский район" Ульяновской области © 2024 |