В
соответствии со статьей 67 Земельного Кодекса Российской Федерации задачами
государственного мониторинга земель являются:
1) своевременное выявление изменений состояния земель,
оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении
негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;
2) обеспечение органов государственной власти
информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях
реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая
реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для
проведения административного обследования объектов земельных отношений);
3) обеспечение органов местного самоуправления
информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях
реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе
по муниципальному земельному контролю;
4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части
состояния земель.
В
зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель
подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния
земель.
При
мониторинге использования земель осуществляется наблюдение за использованием
земель в соответствии с их целевым назначением. Полученные сведения
используются при осуществлении государственного земельного надзора для
обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления,
организаций и граждан информацией об использовании земель.
При
мониторинге состояния земель осуществляются наблюдение за изменением
количественных и качественных характеристик земель, и земельных участков
различных категорий, видов разрешенного использования и видов земельных угодий
за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением
земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.
В рамках, возложенных
на Межмуниципальный отдел по Радищевскому, Старокулаткинскому и Павловскому
районам Управления Росреестра по Ульяновской области (далее Отдел) полномочий ежегодно
подготавливается статистическая отчетность федерального уровня " О наличии
земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и
пользователям района". Указанная отчетность отражает количественные
показатели земель района и распределение их по формам собственности
(государственная, муниципальная, частная), категориям (земли
сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности,
энергетики, транспорта и иного специального назначения, земли особо охраняемых
территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса)
и видам разрешенного использования.
Вопросы мониторинга земель для муниципальных
районов весьма актуальны, поскольку загрязнение и захламление промышленными и
бытовыми отходами в той или иной мере наблюдается на землях всех категорий, в
том числе на землях населенных пунктов и прилегающих к ним территориях. Чаще
всего в непосредственной близости к населенным пунктам можно встретить несанкционированные
свалки, которые занимают значительные площади земель, загрязняющие эти земли и
другие компоненты окружающей среды.
Федеральным
законом от 18.06.2001 №78-ФЗ "О землеустройстве" установлена обязательность
проведения работ по изучению состояния земель, почвенных, геоботанических и
других обследований, оценке качества земель, инвентаризации земель, проведения рекультивации земель в случае необходимости восстановления
плодородия почв, будь то размещение несанкционированных свалок, использование
земель не по целевому назначению, либо нарушение плодородного слоя почвы, ввиду
строительных и иных работ, с целью создания на нарушенных землях условий для
дальнейшего их использования в сельскохозяйственных, лесохозяйственных,
рекреационных, иных природоохранных целях. К сожалению, в последние
годы масштабные работы по подготовке проектов по улучшению, защите земель и
почв от эрозии, загрязнения, прогнозы и рекомендации по предупреждению и
устранению негативных процессов, требующие серьезного финансирования,
не проводятся.
Согласно п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 №140
"О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании
плодородного слоя почвы", рекультивация земель, нарушенных юридическими
лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых,
проведении всех видов строительных и иных работ, связанных с нарушением
поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых
и других отходов, загрязнении участков поверхности земли (если по условиям
восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы),
осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в
соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель, в которых
определяются обязательные для выполнения правообладателями земель, мероприятия
по обеспечению рационального использования и охраны земель.
При любом
строительстве: будь то большой объект, линейное сооружение или дом, сарай,
гараж, а так же при разработке карьеров, верхний плодородный слой почвы должен
сниматься и складироваться для обеспечения дальнейшего его использования по
назначению. Об этом следует помнить каждому правообладателю земельных участков.
Информация о результатах государственного мониторинга
земель (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными
законами), которая собирается в рамках подготовки Отчета о наличии земли,
является общедоступной. Доступ к информации о результатах государственного
мониторинга земель осуществляется на безвозмездной основе посредством обращения
к материалам государственного фонда данных, полученных при проведении
землеустройства (ГФД), а также путем ознакомления информации, размещенной на
официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а
также с использованием федеральной государственной информационной системы
"Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Заместитель начальника
Межмуниципального
отдела по Радищевскому, Старокулаткинскому и
Павловскому районам
Управления Росреестра
по Ульяновской области А.В.Салихова.