Редко сейчас можно найти
человека, которому не пришлось общаться с мошенником хотя бы по телефону: с лжесотрудником
банка, «представителем компетентных органов о родственнике, попавшем в беду» и
т.п. Однако кого-то просто заваливают звонками и спамом с «выгодными»
предложениями, а кто-то почти не получает странных звонков.
О правилах цифровой безопасности рассказывает Ольга ДАЙНЕКО, эксперт
Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России.
КАК «УТЕКАЮТ» ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ?
Сейчас
практически невозможно обезопасить себя от «утечки данных» о себе и связано это
не только с кражей данных пользователей у компаний (служб доставки,
мед.лабораторий и т.п.), но и потому,
что о многом личном мы делимся добровольно:
- оплатили покупку в интернете
- скачали новую игру на телефон
- заключили договор
- заполнили анкету для участия в розыгрыше призов
или получения дисконтной карты
- самостоятельно сообщили подробности о себе через
соцсети.
ЧТО ИНТЕРЕСУЕТ МОШЕННИКОВ?
Мошеннику интереснее приобретать не только базу
номеров телефонов с ФИО, но и иметь своеобразный «скоринговый балл»
потенциальной жертвы-иметь дополнительные сведения не только в виде документов
(паспорта и места жительства, например), но и оценочную характеристику
внушаемости и доверчивости человека, индивидуальные маркеры для психологической
манипуляции конкретным человеком.
ЧЕМ БОЛЬШЕ В БАЗЕ
ПЕРСПЕКТИВНЫХ ЖЕРТВ, ТЕМ ДОРОЖЕ ОНА СТОИТ, НАД ЧЕМ И ТРУДИТСЯ НЕМАЛАЯ АРМИЯ
ТАКИХ «СОБИРАТЕЛЕЙ». БАЗЫ КОЧУЮТ И КОРРЕКТИРУЮТСЯ.
Зная эти особенности потенциальной
жертвы, мошенник, используя опыт «коллег», может просчитать, как именно войти в
доверие во время общения, как ввести в заблуждение.
БАЗОВЫЕ ПРАВИЛА
- не отвечать вовсе на незнакомые номера
- не идти на контакт с
незнакомыми
- говорить односложно и
категорично.
- просто прервать
разговор и внести абонента в черный список блокировки, чем меньше контактировать,
тем реже будут беспокоить.
ПРАВИЛА ЦИФРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
- не передавать
банковские данные
- не переходить
по сторонним ссылкам
- не загружать
программы/игры из непроверенных источников и т.п)
ВАЖНО ПОМНИТЬ О БЕЗОПАСНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ:
- не делиться личным с
посторонними
- не предоставлять
дополнительную информацию о себе или близких без прямой необходимости (в том
числе, под видом соцопросов)
- Передавая свои
персональные данные, нужно оценивать целесообразность их передачи/обработки
организацией, а предавать только в том объеме, который необходим для оказания
услуги, а после-отзывать такие разрешения.