Почта Банк и Центр финансовой грамотности НИФИ
Минфина России провели совместный опрос россиян, посвященный финансовой
грамотности. Как показали результаты опроса, 63% респондентов хотели бы больше
знать о том, как правильно копить и инвестировать средства.
44% участников опроса, преимущественно молодежь до
35 лет, хотели бы повысить свои знания в области управления личным или семейным
бюджетом. Лучше знать свои возможности и права как клиента банка хотели бы 15%
респондентов, а глубже разбираться в нюансах кредитования - 8%. 11% опрошенных
считают, что недостаточно осведомлены о том, как защититься от мошенников. Эта
тема наиболее актуальна в старшей возрастной группе (50+ лет).
В целом россияне удовлетворительно оценивают свой
уровень финансовой грамотности. 24% опрошенных считают, что отлично разбираются
во всех вопросах, 68% - лишь в некоторых, и только 5% ответивших признались,
что плохо разбираются в темах управления деньгами. При этом чем младше
респондент, тем он более склонен высоко оценивать свою финансовую грамотность
(39% опрошенных 14-22 лет считают, что отлично разбираются в темах обращения с
деньгами). Респонденты старшего возраста, напротив, осторожнее оценивали свои
знания: в группе 50+ лет 75% респондентов ответили, что разбираются лишь в
некоторых вопросах. Также примечательно, что женщины вдвое чаще мужчин
признавались в том, что плохо разбираются в финансовых вопросах (6% против 3%).
Как отметила руководитель Центра финансовой
грамотности НИФИ Минфина России Анна Харнас, наши граждане все больше
понимают связь между соблюдением принципов финансового ЗОЖ и уровнем их жизни.
«При этом, молодые люди переоценивают свои знания и навыки, а более взрослые и опытные
- недооценивают. И каналы потребления информации у них существенно отличаются.
Поэтому мы строим просветительскую и образовательную инфраструктуру для всех
поколений с учетом их модели обучения и потребления информации. Так портал
Моифинансы.рф наиболее полно отвечает на все современные вызовы в области
личных финансов, с которыми сталкиваются различные поколения. Кроме того, мы
реализуем проекты на популярных площадках - подкасты со Смешариками,
специальные серии Простоквашино и документального сериала для подростков «Хочу
все знать», а также проводим недели Финансовой грамотности, Ипотечные марафон и
многие другие мероприятия», - добавила она.
Всего в опросе приняло участие около 2 000 человек
в возрасте 14-65 лет из разных регионов страны.
Россияне считают успешных
бизнесменов примером правильного финансового поведения
Более 46% процентов опрошенных
россиян образцом финансового поведения назвали известных и успешных
бизнесменов, 38% - членов своей семьи, 36% - друзей и знакомых, 12%
прислушиваются ко мнению блогера или журналиста. 4% участников опроса назвали в
качестве примера для себя героя книги и еще 3% - героя фильма. Такие результаты
показало совместное исследование Почта Банка и Научно-исследовательский
финансовый институт (НИФИ) Минфина России, посвященное финансовой грамотности
россиян.
Мнения опрошенных разделились в
зависимости от возраста. Для людей среднего и старшего возраста (36-65 лет) в
целом менее актуальна тема образцов правильного финансового поведения, они в
первую очередь доверяют своим знаниям. А вот у молодежи чаще других авторитетом
пользуются блогеры или журналисты (21% ответивших в группе 14-22 лет и 16% в
группе 23-35 лет). При этом для подростков 14-22 лет чаще, чем для других,
примером финансового поведения могут стать герои фильма (14% ответивших).
На вопрос о том, где вы в первую
очередь получаете финансовую информацию, 43% респондентов сказали, что ищут в
интернете или смотрят ролики в соцсетях. 39% участников опроса для надежности
обращаются в отделение банка или горячую линию, 4% - в официальные соцсети
банка. 11% опрошенных доверяют в таких вопросах советам друзей или знакомых.
В целом россияне
удовлетворительно оценивают свой уровень финансовой грамотности. 66% участников
опроса сказали, что не совершали серьезных ошибок в управлении деньгами за
последний год, 22% признались, что просчеты были и еще 12% затруднились
ответить на этот вопрос.
Всего в опросе приняло участие
около 2 000 человек в возрасте 14-65 лет из разных регионов страны.