ПРЕСС-РЕЛИЗ
Сегодня, 29 июня, вступил в силу
Федеральный закон от 30.12.2020 №518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №518-ФЗ), которым в
Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации
недвижимости» (далее - Закон о регистрации), а также в иные законодательные
акты внесены изменения в части установления
процедуры выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
«Положения
вступившего в силу закона направлены на защиту права собственности и иных
вещных прав лиц, являющихся правообладателями объектов недвижимости, сведения о
которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости», - отметила
руководитель Управления Росреестра по Ульяновской области Ольга Петухова. Отсутствие сведений о правообладателе объекта
недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости (далее -
ЕГРН) может повлечь негативные последствия, в первую очередь, для самого
правообладателя.
Законом №518-ФЗ
предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного
самоуправления на территориях субъектов РФ и муниципальных образований будут
осуществлять мероприятия:
- по выявлению
правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными
объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по
правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах
недвижимости;
- по обеспечению
внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов
недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные
объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на такие объекты
недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от
21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним» (до 31.01.1998) и права на такие объекты недвижимости,
подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН.
Указанные мероприятия
включают в себя:
- проведение анализа сведений, содержащихся в
документах, имеющихся в архивах;
- направление в целях получения сведений
запросов в различные организации;
- опубликование
сообщений (на официальном сайте, на информационных щитах) о способах и порядке
предоставления в уполномоченные органы сведений о правообладателях ранее
учтенных объектов (как самими правообладателями, так и иными заинтересованными
лицами);
- после получения
ответов на запросы и проведения анализа сведений - подготовку проекта решения о
выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
В проект решения о
выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости подлежат
включению сведения об объекте (кадастровый номер, адрес, площадь и другие
характеристики), сведения о правообладателе (как в отношении юридического, так
и в отношении физического лица), документы, подтверждающие, что выявленное лицо
является правообладателем ранее учтенного объекта недвижимости, результаты
осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства.
Если в результате осмотра
будет установлено, что объект недвижимости прекратил свое существование, проект
решения не готовится. Орган местного самоуправления обязан обратиться в
Управление с заявлением о снятии такого объекта с государственного кадастрового
учета без подготовки и представления акта обследования.
В последующем орган
местного самоуправления на официальном сайте, на информационных щитах размещает
сведения о данном объекте, о сроке, в течение которого могут быть представлены
возражения относительно сведений о выявленном правообладателе объекта и
направляет проект решения заказным письмом с уведомлением о вручении лицу,
выявленному в качестве правообладателя, с указанием срока, в течение которого
могут быть представлены возражения относительно сведений о правообладателе.
Если по истечении 45
дней после получения проекта решения не поступили возражения относительно
сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, орган местного
самоуправления принимает решение о выявлении правообладателя ранее учтенного
объекта недвижимости.
В дальнейшем орган
местного самоуправления направляет в орган регистрации:
1) заявление о внесении
в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости - в
случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением
сведений о правообладателе, содержатся в ЕГРН;
2) заявление о внесении
в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о
правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости в случае, если сведения о
ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в ЕГРН
отсутствуют.
К заявлению прилагается
решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и
документы, содержащие полученные по запросам сведения.
В последующем орган
регистрации, то есть Управление, на основании этих документов внесет сведения в
кадастр недвижимости ЕГРН, в качестве дополнительных сведений об объекте.
В настоящее время в
органы местного самоуправления перечни ранее учтенных объектов недвижимости, в
отношении которых отсутствуют сведения о правообладателях, Управлением уже
направлены.
До сведения органов
государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления
рекомендации по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов
недвижимости, разработанные Росреестром, доведены.
В результате совместной
работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных
органов и заинтересованных лиц будет осуществляться наполнение ЕГРН
недостающими сведениями.
В связи с этим руководитель
Управления Ольга Петухова призвала
правообладателей объектов недвижимости, чьи права возникли до создания системы
государственной регистрации прав (до 31.01.1998), но не зарегистрированы в
ЕГРН, не дожидаясь результатов процедур выявления правообладателей ранее
учтенных объектов недвижимости, обратиться в ближайший офис МФЦ с заявлением о
государственной регистрации права. Государственная пошлина за государственную
регистрацию ранее возникшего права, подчеркнула Ольга Петухова, не взимается.
Материал
подготовила Светлана Митрофанова - начальник отдела правового обеспечения
Управления
Росреестра по Ульяновской области