Пресс-релиз
С 28 июня 2021 года вступает
в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 518-ФЗ),
которым в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» будут внесены изменения в части установления процедуры выявления
правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
«Применение
норм закона, вступающего в силу в июне текущего года, позволит муниципальным
органам власти выявлять и уточнять сведения о правообладателях ранее учтенных
объектов недвижимости и вносить их в Единый государственный реестр недвижимости
для дальнейшего налогообложения», - прокомментировала руководитель
Управления Росреестра по Ульяновской области Ольга Петухова.
В чем же суть
данного закона?
Так,
Законом № 518-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ,
органы местного самоуправления на территориях субъектов РФ и муниципальных
образований будут осуществлять мероприятия по выявлению правообладателей
объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости
или сведения о которых могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости
(далее - ЕГРН) по правилам, предусмотренным для
внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, и мероприятия по
обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов
недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные
объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на такие объекты
недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (до 31 января 1998 г.) и права на такие
объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не
зарегистрированы в ЕГРН.
Мероприятия по выявлению ранее учтенных
объектов и их правообладателей будут включать в себя:
-проведение
анализа сведений, содержащихся в документах, имеющихся в архивах;
-направление
в целях получения сведений запросов в различные организации;
-опубликование
сообщений (на официальном сайте, на информационных щитах) о способах и порядке
предоставления в уполномоченные органы сведений о правообладателях ранее
учтенных объектов (как самими правообладателями, так и иными заинтересованными
лицами);
-после
получения ответов на запросы и проведения анализа сведений - подготовку проекта
решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
В проект
решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости
включаются сведения об объекте (кадастровый номер, адрес, площадь и другие
характеристики), сведения о правообладателе (как в отношении юридического, так
и в отношении физического лица), документы, подтверждающие, что
выявленное лицо является правообладателем ранее учтенного объекта недвижимости,
результаты осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства.
При этом,
в случае, если в результате осмотра будет установлено, что объект недвижимости
прекратил свое существование, проект решения не готовится. Орган местного
самоуправления обязан обратиться в Управление с заявлением о снятии такого
объекта с государственного кадастрового учета. Подготовка и представление акта обследования не потребуется.
Далее
орган местного самоуправления на официальном сайте, на информационных щитах
размещает сведения о данном объекте, о сроке, в течение которого могут быть
представлены возражения относительно сведений о выявленном правообладателе
объекта, и направляет проект решения заказным письмом с уведомлением
о вручении лицу, выявленному в качестве правообладателя, с указанием срока, в
течение которого могут быть представлены возражения относительно сведений о
правообладателе.
Если по
истечении 45 дней после получения проекта решения не поступили возражения
относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости,
орган местного самоуправления принимает решение о выявлении правообладателя
ранее учтенного объекта недвижимости
и направляет в орган регистрации:
1) заявление о
внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости
- в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением
сведений о правообладателе, содержатся в ЕГРН;
2) заявление о
внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о
правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости в случае, если сведения о
ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в ЕГРН
отсутствуют.
К заявлению
прилагается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта
недвижимости и документы, содержащие полученные по запросам сведения.
В последующем орган
регистрации, то есть Управление, на основании вышеуказанных документов вносит
сведения в ЕГРН, в качестве дополнительных сведений об объекте.
«В
случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте
недвижимости, как о ранее учтенном, обратился правообладатель объекта
недвижимости, то заявление о государственной регистрации прав подается
одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте
недвижимости, при этом в данном случае в соответствии с Налоговым кодексом
Российской Федерации государственная пошлина не взимается», - пояснила Ольга Петухова.
Таким образом, после
вступления в силу Закона № 518-ФЗ ЕГРН пополнится сведениями о
правообладателях, чьи права возникли до создания системы государственной
регистрации прав на недвижимое имущество.
Информация предоставлена
Управлением Росреестра по
Ульяновской области