О причинах плохого поведения. Почему ребенок делает
все назло?
Иногда дети ведут себя «плохо». Но, это
понятие очень расплывчато и сугубо индивидуально, ведь что плохо для одного,
вполне нормально для другого.
Если обобщить, то под плохим поведением многие подразумевают нарушение норм
поведения, принятых в конкретной семье.
Хотелось бы поведать о такой причине плохого поведения
ребенка, как привлечение внимания.
Через привлечение внимания родителей, делая все назло,
проходят все дети, просто у некоторых это закрепляется, а у других нет.
Суть плохого поведения: ребенок, словно
намеренно нарушает правила, делает плохо, назло. Иногда, кажется, что оно
как будто пытается довести родителей до белого каления и успокаивается
только после того, как на него наорут.
Причины плохого поведения: чаще всего взрослые
ругаются гораздо более бурно, чем хвалят. А если сюда добавить аксиому, что
детям совершенно безразлично с каким знаком (+ или -) внимание им оказывают, то
все становится ясно. Для карапуза однажды оказывается выгоднее вести себя
плохо, так как на него сразу обращают внимание, а значит любят.
Последствия привлечения внимания
негативным поведением: если такой стереотип поведения закрепляется, то
это приводит к разным, не очень приятным вещам.
Во-первых, ребенок постепенно становится совершенно
неуправляемым, ведь он начинает нарушать все правила, которые пытаются установить
взрослые. Бывает и так, что малыши пытаются нарушать правила в духе «не убегать
от мамы на улице, не убегать на дорогу».
Во-вторых, постепенно у ребенка формируется
негативное самопредставление, заниженная самооценка, что не удивительно, так как ребенок себя
плохо ведет, и на него все время ругаются. Как следствие, ребенок считает себя
по жизни не достойным ничего хорошего, мотивации достижения успеха быть в такой
ситуации не может в принципе. Ну и, конечно, он будет до последнего следовать
ярлыку, который на него 100% навесят, например, лентяй, неряха,
бестолочь, хулиган и т.п.
В-третьих, чем дольше ребенок находится в такой
ситуации, тем больший иммунитет у него вырабатывается к положительному
вниманию, то есть, спокойный тон, похвала на ребенка перестают действовать в
принципе. Чем дальше, тем сложнее будет нормализовать общение. А что будет
потом твориться в подростковом возрасте
- это вообще отдельная тема.
Методы предотвращения плохого поведения:
Итак, мы знаем, что ребенку нужно внимание. А добиваться его он очень
хорошо научился негативными способами. Значит, нам надо показать ребенку, что
этот способ невыгоден по сравнению с привлечением внимания хорошими
поступками.Для этого надо хвалить малыша за любую мелочь. Если что-то
получилось хоть чуть-чуть, если вежливо поздоровался и т.п. - обязательно
хвалите! Хвалить надо за то, за что раньше не хвалили. Пусть вы
будете его хвалить за вещи сами собой разумеющиеся («Я вот только сейчас
поняла, что ты у меня такой большой уже, сам одеваешься. Как же я тобой
горжусь!») . Нужно больше времени проводить вместе в новой обстановке. И
наоборот, максимально игнорируйте негативное поведение. Предупреждение: если вы
решительно настроены переломить сложившуюся ситуацию, то, возможно, Вам
придется запастись валерьянкой и тому подобным, так как ребенок будет сначала
проверять вас на прочность, будет стараться буквально выбить из вас негативную
реакцию, ведь он так привык. Ни в коем случае поддаваться нельзя, на все
проделки минимум реакции, спокойным тоном общаемся, то есть, не даем ребенку
ожидаемой реакции. И максимально его хвалим, тискаем за положительные вещи.
Дети - не дураки, достаточно быстро все понимают и переключаются; чем младше
ребенок, тем проще это сделать. Хотя «рецидивы» бывают потом раза 3-4, дети как
бы еще раз проверяют.