Зима
в представлении славян, как и других народов, всегда была существом
одушевлённым. Слуги Зимы - метели, вьюги, позёмки. Длинной свитою
тянутся они по следу госпожи, просят у неё заделья, и уж когда даёт Зима
работу, крутятся над землёю снежные вихри, метут метели, бушуют буруны.
Зима старается, чтобы всё вокруг было белым-бело, снежным-снежно. С
первым снегом бытовал в Симбирской губернии обычай кулачного боя.
Требовалось непременно окропить снег кровью. Сходились мужики коренастые
и бились яро между собой, закаляя свой дух и крепость русскую.
Самым
ярким для русской зимы было санное катание на лошадях. Оно было
воспринято от крестьянства всеми слоями населения, нашло отражение в
лубке, народной и профессиональной живописи, вошло в фольклор и
литературу.
Санное катание сопровождалось песнями, шутками,
состязаниями в скорости, демонстрацией удальства (прыжки в сани на
ходу). В катанье наравне с парнями принимали участие и девушки, даже
девочки-подростки просили запрячь им лошадь. Если не было саней, то
запрягали в дровни. Наибольший разгар катание принимало в дни Масленицы
христианской, которая была связана по срокам с передвижной частью
церковного календаря. В деревне каждый знал эти сроки заранее. Самая
ранняя Масленица приходилась на конец января - начало февраля, а самая
поздняя - на конец февраля - начало марта.
Катались на салазках,
шкурах и рогожах. На санях по одному, два, а иногда и по три человека.
Последнее называлось «кататься кораблём»: двое располагались лицом друг к
другу, а третий - между ними. На кожах и рогожках скатывались по 4-10
человек. Парни катались также на коньках (кониках) и просто стоя -
несколько человек держались гуськом друг за друга, это называлось
кататься юром.
Зимой для катания также делали скамейки, которые
обливали водой и замораживали, и ледянки «подмороженные плетушки из
решета». На скамейке катались парень с девушкой, катание сопровождалось
шутками, озорством, хохотом. В иных местах молодёжь каталась с горы на
буках - низеньких соломенных корзинах, специально подмороженных. Как
только утром кто-либо появлялся на горе, на него набрасывалась компания
гуляющих и валила в снег. Если это был мужчина, сбрасывали с него шапку и
натирали голову снегом. Женщинам голову не трогали, но можно было
набить снегу за «пазуху под рубаху».
С первых дней Масленицы к
месту катания приходила вся деревня - «от мала до велика». Девушки и
парни выходили на гору нарядными. Катались на катульках-досках,
выдолбленных с одной стороны, намороженных льдом с другой и заострённых с
одного конца. Здесь же молодёжь пела песни.
Кроме всего
перечисленного, ещё катались на корёжках-долблёнках, похожих на большое
корыто, на шубах, на лодках - во всю длину толстой доски выдалбливалось
углубление, иногда делалось и сиденье, дно обливали водой, а к носу
привязывали верёвку. Здесь же исполняли обычай, называвшийся «ездить
бобром на молодом». Совершался этот обычай тогда, когда на горке
появлялся кто-либо из мужчин-молодожёнов, приехавших в данную деревню на
несколько дней - гостить, как полагалось, у родителей молодой. Знакомые
молодожёна притаскивали розвальни без оглобель, насильно усаживали на
них молодого, к нему присоединялось человек десять, вскакивающих на
ходу, и вся компания шумно катилась под гору.
Проводя таким образом время в состязаниях и играх, русский человек набирался силы, здоровья и мужества.
(журнал для семейного чтения «Мономах» 1997 г)