Поиск по сайту

Зима – удалая игра!

Зима в представлении славян, как и других народов, всегда была существом одушевлённым. Слуги Зимы - метели, вьюги, позёмки. Длинной свитою тянутся они по следу госпожи, просят у неё заделья, и уж когда даёт Зима работу, крутятся над землёю снежные вихри, метут метели, бушуют буруны. Зима старается, чтобы всё вокруг было белым-бело, снежным-снежно. С первым снегом бытовал в Симбирской губернии обычай кулачного боя. Требовалось непременно окропить снег кровью. Сходились мужики коренастые и бились яро между собой, закаляя свой дух и крепость русскую.

Самым ярким для русской зимы было санное катание на лошадях. Оно было воспринято от крестьянства всеми слоями населения, нашло отражение в лубке, народной и профессиональной живописи, вошло в фольклор и литературу.

Санное катание сопровождалось песнями, шутками, состязаниями в скорости, демонстрацией удальства (прыжки в сани на ходу). В катанье наравне с парнями принимали участие и девушки, даже девочки-подростки просили запрячь им лошадь. Если не было саней, то запрягали в дровни. Наибольший разгар катание принимало в дни Масленицы христианской, которая была связана по срокам с передвижной частью церковного календаря. В деревне каждый знал эти сроки заранее. Самая ранняя Масленица приходилась на конец января - начало февраля, а самая поздняя - на конец февраля - начало марта.

Катались на салазках, шкурах и рогожах. На санях по одному, два, а иногда и по три человека. Последнее называлось «кататься кораблём»: двое располагались лицом друг к другу, а третий - между ними. На кожах и рогожках скатывались по 4-10 человек. Парни катались также на коньках (кониках) и просто стоя - несколько человек держались гуськом друг за друга, это называлось кататься юром.

Зимой для катания также делали скамейки, которые обливали водой и замораживали, и ледянки «подмороженные плетушки из решета». На скамейке катались парень с девушкой, катание сопровождалось шутками, озорством, хохотом. В иных местах молодёжь каталась с горы на буках - низеньких соломенных корзинах, специально подмороженных. Как только утром кто-либо появлялся на горе, на него набрасывалась компания гуляющих и валила в снег. Если это был мужчина, сбрасывали с него шапку и натирали голову снегом. Женщинам голову не трогали, но можно было набить снегу за «пазуху под рубаху».

С первых дней Масленицы к месту катания приходила вся деревня - «от мала до велика». Девушки и парни выходили на гору нарядными. Катались на катульках-досках, выдолбленных с одной стороны, намороженных льдом с другой и заострённых с одного конца. Здесь же молодёжь пела песни.

Кроме всего перечисленного, ещё катались на корёжках-долблёнках, похожих на большое корыто, на шубах, на лодках - во всю длину толстой доски выдалбливалось углубление, иногда делалось и сиденье, дно обливали водой, а к носу привязывали верёвку. Здесь же исполняли обычай, называвшийся «ездить бобром на молодом». Совершался этот обычай тогда, когда на горке появлялся кто-либо из мужчин-молодожёнов, приехавших в данную деревню на несколько дней - гостить, как полагалось, у родителей молодой. Знакомые молодожёна притаскивали розвальни без оглобель, насильно усаживали на них молодого, к нему присоединялось человек десять, вскакивающих на ходу, и вся компания шумно катилась под гору.

Проводя таким образом время в состязаниях и играх, русский человек набирался силы, здоровья и мужества.

(журнал для семейного чтения «Мономах» 1997 г)