Администрация муниципального образования "Радищевский район" Ульяновской области |
||
Поиск по сайту |
Какие меры по противодействию коррупции предусмотрены закономКоррупция - это незаконное использование своего служебного положения или полномочий для получения каких-либо выгод. В законе предусмотрены такие меры противодействия коррупции, как профилактика, борьба и минимизация (ликвидация) последствий коррупции. Эти меры применяют госорганы в пределах своих полномочий. Нормативных актов о противодействии коррупции принято довольно много. Чтобы соблюсти все их требования, убедитесь, что в вашем госоргане созданы определенные условия: утверждены положения, комиссии, рабочие группы, проводится ротация кадров. 1. Что такое коррупция Коррупция - это незаконное использование своего служебного положения или злоупотребление полномочиями для получения себе или третьим лицам денег, имущества, имущественных прав, услуг и иной выгоды. Также к коррупции относится: незаконное предоставление таких выгод лицу, которое занимает служебное положение или наделено полномочиями, дача, получение взятки, коммерческий подкуп. Все эти действия, совершенные от имени или в интересах юридического лица, тоже являются коррупцией. Такое определение следует из п. 1 ст. 1 Закона о противодействии коррупции. Примеры незаконного использования должностного положения Чиновник вымогает взятку за ускорение выдачи заключения о соответствии помещений требованиям, а также за выдачу заключения по допуску ряда сотрудников клиники к наркотическим средствам и психотропным веществам (Апелляционное определение Московского городского суда от 28.11.2017 по делу N 10-16814/2017). Инспектор, используя свое право привлекать водителя к ответственности за административное правонарушение, вынудил водителя дать ему деньги (Апелляционное определение Ростовского областного суда от 26.08.2013 по делу N 33-10848/2013). Должностное лицо продвигает на вышестоящую должность или предоставляет более престижное место службы (работы), содействует в получении поощрений и наград, ученой степени и т.д. (Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов). 2. Какое антикоррупционное законодательство применять для противодействия коррупции Один из основных законов - это Закон о противодействии коррупции. Однако он далеко не единственный. Также каждые два года Президент РФ принимает Национальный план противодействия коррупции. Последний план - на 2018 - 2020 гг. В этом документе определены конкретные задачи по противодействию коррупции. Для госоргана также принято множество других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, которые содержат нормы о противодействии коррупции. Ниже приведем перечень "антикоррупционных" документов. Международные договоры:
Федеральные законы:
Указы Президента РФ:
Продолжение перечня
Постановления Правительства РФ:
3. Как проводится профилактика коррупции в госоргане Профилактика коррупции - это предупреждение, выявление и устранение причин возникновения коррупции (пп. "а" п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции). Основные меры профилактики указаны в ст. 6 Закона о противодействии коррупции. Исходя из этих мер у вас в госоргане должны быть утверждены документы, созданы подразделения, рабочие группы, комиссии и т.д. Также вам нужно проводить работу с сотрудниками по формированию нетерпимости к коррупции. 3.1. Какие документы утвердить в госоргане Для соблюдения антикоррупционного законодательства в вашем госоргане должны быть: 1) положения: - о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (п. п. 7, 8 Указа Президента РФ от 01.07.2010 N 821); - об общественном совете (при наличии общественного совета). Это следует из ст. 13 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", Указов Президента РФ от 04.08.2006 N 842, от 23.05.2011 N 668, Постановления Правительства РФ от 02.08.2005 N 481; - о проверке сведений, которые подают претенденты на должности, и служебного поведения госслужащего (только для органов власти субъектов РФ). На это указано в п. 6 Указа Президента РФ от 21.09.2009 N 1065; 2) перечни должностей госслужащих: - которые должны представлять сведения о доходах и имуществе как своих, так и супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. п. 2, 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557); - доходы и имущество которых вы размещаете на сайте госоргана (пп. "а" п. 7, п. 8 Указа Президента РФ от 08.07.2013 N 613); - которым запрещено иметь счета (вклады), хранить деньги и ценности в иностранных банках, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами (пп. "а" п. 1, п. 2 Указа Президента РФ от 08.03.2015 N 120); - категории "руководители", по которым предусмотрена ротация и которые выполняют контрольные или надзорные функции, если вы контрольный или надзорный федеральный орган (ч. 2 ст. 60.1 Закона о государственной гражданской службе); - по которым предусмотрена ротация, если перечень утвердил Президент РФ, Правительство РФ, губернатор в зависимости от вашей подчиненности (ч. 2.2, 10 ст. 60.1 Закона о государственной гражданской службе); 3) план проведения ротации при наличии должностей, которые ей подлежат. Форма плана проведения ротации и Порядок его утверждения введены Приказом Минтруда России от 29.03.2019 N 195н; 4) план противодействия коррупции; 5) порядки: - уведомления при возникновении конфликта интересов (ч. 2 ст. 11 Закона о противодействии коррупции, пп. "б" п. 8 Указа Президента РФ от 22.12.2015 N 650); - проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ); - сообщения о получении подарка (п. п. 5 и 6 Постановления о получении госслужащим подарка); - уведомления о склонении госслужащего к коррупции (ч. 5 ст. 9 Закона о противодействии коррупции); - принятия решения о контроле за расходами госслужащего и членов его семьи (ч. 6 ст. 5 Закона о контроле за расходами); - представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ч. 2 ст. 8 Закона о противодействии коррупции, ч. 2 ст. 3 Закона о контроле за расходами, п. 7 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559); 6) кодекс этики госслужащих (п. 4 ч. 2 ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции). 3.2. Какие антикоррупционные подразделения создать в госоргане У вас должны быть созданы: 1) подразделение по профилактике коррупции и иных правонарушений. Вместо подразделения вы можете назначить ответственное за это должностное лицо (п. 1 ч. 2 ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции); 2) комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (п. п. 7, 8 Указа Президента РФ от 01.07.2010 N 821); 3) рабочая группа для рассмотрения практики признания недействительными ненормативных правовых актов (решений, действий), принятых в вашем органе (п. 2.1 ст. 6 Закона о противодействии коррупции); 4) общественный совет (при необходимости). Это установлено ст. 13 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", Указами Президента РФ от 04.08.2006 N 842, от 23.05.2011 N 668, Постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 N 481. Также должен быть назначен сотрудник, который отвечает за направление информации в реестр лиц, которые уволены в связи с утратой доверия (п. п. 3, 4 Положения о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия). 4. Как осуществляется борьба с коррупцией Борьба с коррупцией, так же как и профилактика, заключается в ее выявлении и предупреждении. Однако она также предполагает пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции). Этим, как правило, занимаются правоохранительные органы: МВД России, ФСБ России и т.п. Координирует эту деятельность Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (ч. 6 ст. 5 Закона о противодействии коррупции). Генеральная прокуратура РФ в рамках мер по борьбе с коррупцией взаимодействует:
5. Как минимизируются (ликвидируются) последствия коррупции Меры по минимизации (ликвидации) последствий коррупции законом не определены, но они напрямую связаны с ее профилактикой. Вы можете определить их, например, в плане противодействия коррупции. К таким мерам можно отнести, в частности, своевременное выявление коррупции или ротацию кадров. Например, Рособрнадзор для минимизации коррупционных рисков предусмотрел в плане противодействия коррупции такие положения, как повышение эффективности контрольно-надзорных мероприятий, внесение уточнений в перечень должностей гражданской службы, замещение которых связано с коррупционными рисками (п. п. 2.9, 4.1 Плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденного Приказом Рособрнадзора от 31.08.2018 N 1230). Кроме того, Минтруд России считает необходимым развивать систему поощрения гражданских служащих, сообщивших о попытках их склонения к коррупционным правонарушениям (Методика формирования и развития профессиональной культуры государственного органа" (утв. Минтрудом России)). |
|
Администрация муниципального образования "Радищевский район" Ульяновской области © 2024 |