С 1
января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О
государственной регистрации недвижимости», который существенным образом изменил
отношения в сфере государственного кадастрового учета и государственной
регистрации прав на недвижимое имущество.
Кадастровый учет недвижимости и регистрация прав на нее объединены в
единую учетно-регистрационную процедуру, создана единая Федеральная
государственная информационная система Единого государственного реестра
недвижимости, объединяющая сведения, содержащиеся в Государственном кадастре
недвижимости и Едином государственном реестре прав.
Реестр
недвижимости содержит одновременно сведения и об объектах, и о
правообладателях, и о правах на данные объекты.
Закон о регистрации оптимизировал процедуры государственного
кадастрового учета и государственной регистрации прав для заявителей и
правообладателей, сделав процедуру проще и доступнее, позволяя заявителям
сэкономить время.
Полномочия по осуществлению учета и регистрации прав отнесены Законом о
регистрации недвижимости к исключительной компетенции Росреестра и его
территориальным органам, и с начала 2017 года решение о государственном
кадастровом учете и государственной регистрации прав принимается
государственным регистратором.
Одно из нововведений закона о регистрации - введение возможности
одновременной подачи заявления об учете и регистрации права, в которой в
наибольшей степени реализуется единство учетно-регистрационной процедуры. Это
освобождает заявителей от необходимости дублирующего обращения с отдельными
заявлениями об учете и регистрации прав и повторного посещения офисов МФЦ.
Кроме того, сокращены сроки предоставления государственных услуг и зависят от способа обращения заявителей
- лично через офисы ОГКУ «Правительство для граждан» (офисы МФЦ) или в
электронном виде через портал государственных услуг.
Если
обращаться за осуществлением учетно-регистрационных действий через портал
государственных услуг, то есть в электронном виде, то сроки составят:
- одновременное
осуществление учета и регистрации - 9 рабочих дней;
- только
учета - 5 рабочих дней;
- только
регистрации - 7 рабочих дней.
Если
обращаться за осуществлением учетно-регистрационных действий в МФЦ, то сроки
составят:
- одновременное
осуществление учета и регистрации- 12 рабочих дней;
- только
учета - 7 рабочих дней
- только
регистрации - 9 рабочих дней.
Конечно,
быстрее получить услугу можно, подав заявление в электронном виде, но этот
способ больше подходит для профессиональных участников рынка недвижимости, так
как необходимо оформление усиленной квалифицированной электронной подписи. Хотя
для физических лиц размер государственной пошлины в этом случае уменьшен на
30%.
Кроме
того, срок осуществления регистрации прав на основании нотариально
удостоверенных сделок, свидетельств о праве на наследство, свидетельства о
праве собственности на долю в общем имуществе супругов составляет 5 рабочих
дней - при представлении документов в МФЦ, а при поступлении заявлений и
документов в электронном виде - в течение 1 рабочего дня, следующего за днем их
поступления.
Законом
о регистрации существенно увеличены сроки приостановления учета и регистрации.
Так, по решению государственного регистратора они могут быть приостановлены на
срок до 3-х месяцев. В заявительном порядке, т.е. на основании заявления
соответствующего лица однократно на срок до 6 месяцев.
Все
основания для приостановления учета и регистрации прав указаны в Законе, всего
55 оснований. При этом отказ в учете и регистрации прав возможен только в
случае не устранения причин, препятствующих учету и регистрации.
Основные
причины приостановления учета и регистрации:
-
по учету - несоответствие межевых планов, технических планов, актов
обследования требованиям к этим документам, установленных действующим
законодательством;
-
по государственной регистрации - несоответствие формы и (или) содержания
документа, представленного для осуществления государственной регистрации
требованиям действующего законодательства;
-
непредставление документов, необходимых для государственной регистрации.
Многие
документы граждане не обязаны представлять. Органы, оказывающие государственные
услуги, обязаны их запрашивать самостоятельно. И Управление Росреестра по
Ульяновской области самостоятельно запрашивает и выписки из Единого
государственного реестра юридических лиц, и проверяет действительность паспортов.
Речь
идет о тех документах, обязанность по представлению которых возложена на
заявителя, например, непредставление передаточного акта в случае, если в
договоре не указано, что имущество передано; непредставление заявление
залогодержателя о прекращении ипотеки.
Но, к сожалению, многие из
предусмотренных Законом о регистрации недвижимости сведений, имеющих правовое
значение, до настоящего времени не направляются в орган регистрации по причинам
технического либо правового характера.
В
своей деятельности государственные регистраторы по-прежнему продолжают получать
необходимые сведения, в случае не представления необходимых документов
заявителями по собственной инициативе, путем направления запросов в
уполномоченные органы.
В
2017 году в системе Росреестра внедрен прием документов по экстерриториальному
принципу в пределах Российской Федерации, практически сразу же получивший
широкое применение.
Прием
документов по экстерриториальному принципу осуществляется в офисе Филиала ФГБУ «ФКП
Росреестра» по Ульяновской области по адресу: г. Ульяновск, ул. Кольцевая,
д.50.
Начальник
отдела правового обеспечения
Управления
Росреестра по Ульяновской области
С.В. Митрофанова