С
2020 года в России планируется ввести электронную трудовую книжку - новый
формат хорошо знакомого всем работающим россиянам документа.
Что
такое «электронная трудовая книжка»?
Электронная трудовая книжка - это цифровой аналог бумажного
документа, в котором будут отражены практически все сведения о трудовой
деятельности гражданина начиная с 2020 года:
-
место работы;
-
периоды работы;
-
должность (специальность, профессия);
-
квалификация (разряд, класс, категория,
уровень квалификации);
-
даты приема, увольнения, перевода на
другую постоянную работу;
-
основания прекращения трудового
договора.
Она будет доступна в личном кабинете на сайте Пенсионного
фонда России и на портале госуслуг.
В
чем преимущества электронного документа?
Он
обеспечит:
-
сохранность информации. Электронный
документ не может потеряться или испортиться;
-
контроль за внесенными данными. Работник
будет видеть все записи, сделанные работодателем, и при обнаружении ошибок или
неточностей вправе требовать их исправления;
-
постоянный доступ работников к
информации о своей трудовой деятельности. В любой момент документ можно будет
просмотреть, сохранить или распечатать;
-
дополнительные возможности
дистанционного трудоустройства. При необходимости сведения цифровой трудовой
книжки можно будет переслать по электронной почте работодателю;
-
снижение издержек работодателей.
Бумажные трудовые книжки приобретаются работодателем,
заполняются вручную и хранятся в сейфах - таким образом, предприятия, особенно
с большим штатом сотрудников, несут существенные расходы на их ведение.
Как
оформить электронную трудовую книжку?
По 31 декабря 2020 года включительно гражданам необходимо
подать заявление работодателю в произвольной форме о ведении трудовой книжки в
электронном виде или о сохранении ее бумажного варианта.
Те, кто подадут заявление о ведении трудовой книжки в
электронном виде, получат бумажную трудовую
на руки. Сведения об их трудовой деятельности начиная с 2021 года будут
формироваться только в цифровом формате.
При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель
наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности
также в бумажную версию.
Для работников, которые не подадут заявление в течение
2020 года, несмотря на то, что они трудоустроены, работодатель также будет
вести бумажку трудовую книжку вместе с цифровой.
У граждан, которые впервые устроились на работу после 31
декабря 2020 года, все сведения о
периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без
оформления трудовой книжки на бумаге.
Если работник решил сохранить бумажный вариант своей
трудовой, но в последствии передумал, то он может снова подать работодателю письменное заявление, но
уже о ведении только электронной трудовой книжки.
Как
сведения о работе будут попадать в электронную трудовую книжку?
С 1 января 2020 года работодатели ежемесячно обязаны
представлять в Пенсионный фонд России сведения о трудовой деятельности, на
основе которых будут формироваться электронные трудовые книжки россиян (в
случаях приема на работу, перевода на другую работу, увольнения сотрудника и
др.).
Начиная с 1 января 2021 года в случаях приема на работу или
увольнения сведения о трудовой деятельности должны будут представляться
организацией-работодателем в Пенсионный фонд не позднее следующего рабочего
дня.
Как
получить сведения из электронной книжки, если нет регистрации на портале
госуслуг?
Помимо портала госуслуг и сайта Пенсионного фонда получать
сведения о трудовой деятельности можно:
-
у работодателя по последнему месту
работы в печатном или электронном виде;
-
в многофункциональном центре
предоставления государственных и муниципальных услуг в печатном виде;
-
в Пенсионном фонде Российской Федерации
на бумажном носителе или в форме электронного документа.