С 01 января 2016 года вступил в силу п. 5 ст. 30
Жилищного кодекса РФ, в соответствием с которым собственник жилого дома или
части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными
отходами (далее - ТКО) путем заключения договора с региональным оператором по
обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми
коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного
законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание,
захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно абз. 25, абз. 26 ст. 1 Федерального закона от
24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об
отходах производства и потребления») региональный оператор по обращению с ТКО -
оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить
договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые
образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального
оператора. Оператор по обращению с ТКО - индивидуальный предприниматель или
юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
На основании ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и
потребления» региональные операторы,
осуществляющие обращение с ТКО, должны быть связаны с собственниками указанных
отходов договорными отношениями. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО
является публичным для регионального оператора. Это означает, что указанные
услуги региональный оператор должен оказывать в отношении каждого, кто к нему
обратился (ст. 426 ГК РФ).
Таким образом, исходя из п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса
РФ и ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления», обязанность по
заключению договоров на оказание услуг по обращению с ТКО возложена как на
региональных операторов, так и на собственников жилых помещений.
Следовательно, если сторона, для которой заключение
договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе
обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (ст. 445 ГК).
Уклонение граждан, проживающих в индивидуальных жилых
домах и являющихся собственниками образуемых ими ТКО, от заключения договора с
региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, когда такая
обязанность закреплена упомянутыми ранее положениями ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ЖК РФ, будет иметь признаки состава административного
правонарушения, закрепленного в настоящее время ст.
8.2 "Несоблюдение экологических
и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства
и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными
веществами" Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, и,
соответственно, будет являться основанием для привлечения данных граждан к
административной ответственности уполномоченными органами. Совершение данного
административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на
граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от
десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от
тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление
деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до
двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление
деятельности на срок до девяноста суток.
В случае если указанными гражданами при отсутствии
заключенных договоров на обращение с ТКО нанесен вред земельным участкам в
результате нарушения требований по обращению с отходами (например, при
накоплении отходов на своих участках или при их несанкционированном
складировании в иных местах), они также могут быть привлечены к
административной ответственности по ч.
2 ст. 8.6 КоАП РФ "Порча
земель". (уничтожение плодородного
слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с
пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей
среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение
административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч
рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное
приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц -
от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное
приостановление деятельности на срок до девяноста суток.)
До наделения юридического лица статусом регионального
оператора обращение с отходами
производства и потребления, в частности с коммунальными отходами, будет
осуществляться специализированной
организацией в соответствии с ранее действующим законодательством.