Приказом Роструда от 13.06.2019 № 160
утвержден Административный регламент осуществления Рострудом федерального
госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Регламентом
определены:
1)
порядок осуществления Рострудом и его территориальными органами -
государственными инспекциями труда в субъектах РФ мероприятий по:
-
госнадзору в установленной сфере деятельности;
-
обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных
рабочих мест и условий труда в установленной сфере деятельности;
2)
сроки и последовательность действий, а также порядок взаимодействия с
работодателями в процессе осуществления госнадзора.
Как следует из
Регламента, предметом госнадзора является:
1)
соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности:
-
выплаты зарплаты и расчета при увольнении;
-
оплаты отпусков;
-
соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
-
обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных
рабочих мест и условий труда;
2)
выполнение предписаний об устранении выявленных нарушений и о проведении
мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите
трудовых прав граждан.
Госнадзор может
осуществляться в отношении:
-
работодателей - юридические лица либо физические лица, зарегистрированные в
качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, вступившие в трудовые отношения
с гражданами, а также физические лица, не являющиеся индивидуальными
предпринимателями, вступившие в трудовые отношения с гражданами в целях личного
обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства;
-
работников - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства,
вступившие в трудовые отношения с работодателями.
Регламентом
закреплены права и обязанности уполномоченных должностных лиц Роструда и ГИТ, а
также работников и работодателей.
Кроме
того, Регламентом определен исчерпывающий перечень документов, которые могут
быть истребованы у работодателя в ходе проведения проверок.
Проведение
плановых проверок работодателей в зависимости от присвоенной их деятельности
категории риска должно осуществляться со следующей периодичностью:
-
для категории высокого риска - один раз в 2 года;
-
для категории значительного риска - один раз в 3 года;
-
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;
-
для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет;
-
для категории низкого риска - не проводятся.
При
этом в случае отсутствия решения об отнесении к определенной категории риска
деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя должна
считаться отнесенной к категории низкого риска.
При
проведении плановых проверок работодателей государственные инспекторы труда
должны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). В
частности, в распоряжении или приказе на проведение плановой проверки
указываются реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), который
будет использован при проведении плановой проверки.
В
целом, Регламентом предусмотрена процедура проведения как плановых, так и
внеплановых проверок.
Регламентом
предусматривается, что продолжительность каждой проверки не должна превышать:
-
по общему правилу - 20 рабочих дней;
-
в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения
плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и
15 часов для микропредприятия в год, если федеральными законами не
предусмотрено иное.
Результатом
осуществления госнадзора согласно Регламенту могут выступать:
-
акт проверки;
-
акт о невозможности проведения проверки;
-
обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений;
-
предписание о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об
отстранении их от должности;
-
предписание об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным
методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на
рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
-
предписание о запрете использования средств индивидуальной и коллективной
защиты работников;
-
протокол об административном правонарушении;
-
направление в правоохранительные органы и в суд других материалов (документов)
о привлечении виновных к ответственности в соответствии со статьей 357
Трудового кодекса РФ.
Одновременно
на основании приказа Минтруда России от 13.06.2019 № 400н утратившим силу
признан Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и
занятости государственной функции по осуществлению федерального
государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный
приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н.
Дата вступления в силу - 22.10.2019