Поиск по сайту

Рострудом определен порядок осуществления госнадзора за соблюдением трудового законодательства.

   Приказом Роструда от 13.06.2019 № 160 утвержден Административный регламент осуществления Рострудом федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

   Регламентом определены:

   1) порядок осуществления Рострудом и его территориальными органами - государственными инспекциями труда в субъектах РФ мероприятий по:

   - госнадзору в установленной сфере деятельности;

   - обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда в установленной сфере деятельности;

   2) сроки и последовательность действий, а также порядок взаимодействия с работодателями в процессе осуществления госнадзора.

   Как следует из Регламента, предметом госнадзора является:

   1) соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности:

   - выплаты зарплаты и расчета при увольнении;

   - оплаты отпусков;

   - соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

   - обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда;

   2) выполнение предписаний об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав граждан.

   Госнадзор может осуществляться в отношении:

   - работодателей - юридические лица либо физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вступившие в трудовые отношения с гражданами, а также физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вступившие в трудовые отношения с гражданами в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства;

   - работников - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, вступившие в трудовые отношения с работодателями.

   Регламентом закреплены права и обязанности уполномоченных должностных лиц Роструда и ГИТ, а также работников и работодателей.

   Кроме того, Регламентом определен исчерпывающий перечень документов, которые могут быть истребованы у работодателя в ходе проведения проверок.

   Проведение плановых проверок работодателей в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска должно осуществляться со следующей периодичностью:

   - для категории высокого риска - один раз в 2 года;

   - для категории значительного риска - один раз в 3 года;

   - для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;

   - для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет;

   - для категории низкого риска - не проводятся.

   При этом в случае отсутствия решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя должна считаться отнесенной к категории низкого риска.

   При проведении плановых проверок работодателей государственные инспекторы труда должны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). В частности, в распоряжении или приказе на проведение плановой проверки указываются реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), который будет использован при проведении плановой проверки.

   В целом, Регламентом предусмотрена процедура проведения как плановых, так и внеплановых проверок.

Регламентом предусматривается, что продолжительность каждой проверки не должна превышать:

   - по общему правилу - 20 рабочих дней;

   - в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год, если федеральными законами не предусмотрено иное.

   Результатом осуществления госнадзора согласно Регламенту могут выступать:

   - акт проверки;

   - акт о невозможности проведения проверки;

   - обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений;

   - предписание о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;

   - предписание об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

   - предписание о запрете использования средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- протокол об административном правонарушении;

   - направление в правоохранительные органы и в суд других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии со статьей 357 Трудового кодекса РФ.

   Одновременно на основании приказа Минтруда России от 13.06.2019 № 400н утратившим силу признан Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н.


Дата вступления в силу - 22.10.2019

18.10.19 05:33