Уполномоченный при Президенте России по
защите прав предпринимателей Борис Титов предложил руководителю Федеральной
налоговой службы Даниилу Егорову изменить для малого и среднего бизнеса действующий
порядок применения отсрочки по уплате налогов, сборов и страховых взносов
(регламентируется статьей 64 Налогового кодекса РФ).
Рабочая группа при Уполномоченном
выявила целый ряд барьеров для предоставления такого инструмента поддержки,
пишет Титов. Как правило, налоговики соглашаются на отсрочку/рассрочку в редких
обстоятельствах, причем документальное
подтверждение этих обстоятельств связано с большими сложностями для заявителей.
Нужно временно, на период кризиса, упростить
процедуру, сделать ее более универсальной, считает Уполномоченный. Для этого
предлагается сделать предоставление отсрочки автоматическим, но поставить ее
параметры в зависимость от суммы налогов, уплаченных ранее за определенный
период.
Титов ссылается на практику ускоренного
возмещения НДС для широкого круга налогоплательщиков. Как известно, недавно
принятый Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ предусматривает временный (на
2022 и 2023 годы) порядок заявительного (то есть не дожидаясь завершения
камеральной проверки) возмещения НДС без банковской гарантии. Главное условие -
возмещение производится в пределах совокупной суммы налогов и страховых
взносов, уплаченных налогоплательщиком в прошлом году. Помимо этого,
налогоплательщик не должен находиться в состоянии ликвидации, реорганизации или
банкротства.
«В данном случае государство согласилось
считать гарантией объем уже исполненных налогоплательщиком обязательств, -
объясняет Борис Титов. - Доверие поставлено в прямую зависимость от платежной
дисциплины за прошлые периоды. Это очень ясный и благотворный принцип, поэтому
вполне возможно использовать его и там, где речь идет о налоговых отсрочках для
МСП».
Механизм предлагается следующий.
Первоначальная отсрочка по налогу предоставляется на полгода, в течение этого
срока проценты не начисляются и не уплачиваются. Затем следует рассрочка платежа
на полгода с оплатой процентов в размере 1/2 ставки ЦБ. После погашения задолженности
налогоплательщик имеет право претендовать на отсрочку в упрощенном порядке второй
раз - также на полгода, но сразу с процентами в 1/2 ставки ЦБ. Затем снова
следует рассрочка на полгода, но уже под 3/4 ставки ЦБ. В третий раз - отсрочка
на полгода с процентами 3/4 ставки ЦБ и рассрочка на полгода с процентами по
ставке ЦБ.
«Такой механизм должен быть безусловным,
но воспользоваться им субъект бизнеса сможет только один раз», - отмечает
Титов.
Лимит для льготного порядка, как и говорилось,
планируется поставить в зависимость от ранее уплаченных налогов. Например, в 10%
от сумм, уплаченных за предыдущие 5 лет (то есть усредненно - половина платежей
за год). Для региональных и местных налогов предлагается установить абсолютный
потолок отсрочки/рассрочки (50 млн. и 5 млн. руб. соответственно). «Это нужно
для сохранения устойчивости этих бюджетов, - объясняет Титов. - Для большей
гибкости можно оставить регионам и муниципалитетам некий диапазон, из которого
они будут выбирать. А вот по федеральным налогам лимит вряд ли нужен».
Соответственно, необходимость предоставления
залогов, банковских гарантий и поручительств в общем случае предложено
отменить. По замыслу, они потребуются лишь тогда, когда на отсрочку станет
претендовать налогоплательщик, находящийся в процедуре реорганизации,
ликвидации или банкротства. Или если у налогового органа появятся основания
предполагать, что налогоплательщик воспользуется отсрочкой для сокрытия
денежных средств (обстоятельства, подтверждающие наличие таких оснований,
должны указываться в решении об отказе).
«Такой подход со стороны Федеральной
налоговой службы будет являться фактически формой прямого бюджетного
кредитования МСП по льготным ставкам, - резюмирует Борис Титов. - Но с учетом
их предыдущих вкладов в бюджет это вполне справедливо».