Об этом Уполномоченный при Президенте России по защите прав
предпринимателей Борис Титов заявил сегодня, 25 января, в ходе встречи с губернатором
Ульяновской области Алексеем Русских.
Программа визита Уполномоченного в
Ульяновск включала в себя встречу с участниками ульяновского центра трансфера
технологий (нанотехнологический
центр ULNANOTECH) и
посещение производств компаний-резидентов особой экономической зоны
«Ульяновск».
«Ваша область
всегда развивалась динамично, но наступают такие моменты, когда нужно вдохнуть в
развитие новую энергию, - полагает Борис Титов. - Конечно, наноцентр впечатлил.
Своевременно была заложена инфраструктура для такого развития, и сегодня ей
успешно пользуется целый ряд компаний. Это хорошая возможность для развития
технических, инновационных стартапов».
Уполномоченный
отметил успехи региона в развитии промышленного производства, в частности,
выпуска композитных материалов на основе углеродных волокон. Для России это
новая отрасль, от успехов в которой зависит очень многое.
«АвиаСтар»
всегда был крупным предприятием федерального уровня, - напомнил Титов. - Впечатляет,
что именно здесь, на нем и на окружающих его предприятиях-смежниках создана
основная материальная база для производства самолета МС-21. Более того,
оказалось, что мы не только догоняем Запад в производстве композитных
материалов, но в чем-то идем впереди. Санкции заставили - «забегали», придумали
новые технологии, которых нет даже у них».
«Конечно, есть и
сложности, - признал Борис Титов. - Главная из них заключается в том, что
скорость развития новых, прорывных компаний не соответствует скорости развития
регулирующих органов. К сожалению, они очень долго раскачиваются, принимая
решения. Даже при пандемии, когда скорость действий должна быть намного выше».
Титов имел в
виду одного из участников центра трансфера технологий - компанию ТестГен, которая занимается
разработкой медицинских генетических тест-систем. Как сообщил ее генеральный
директор Андрей Тороповский, в компании еще в декабре подготовили тест-систему
для штамма коронавируса «омикрон», однако ее регистрация затянулась гораздо
дольше и до сих пор не закончена.
«Вообще говоря,
мы умеем быстро разрабатывать продукты и ставить их на производство, а вот цикл
получения регистрационного удостоверения всегда затягивается, - отметил
Тороповский. - Наш первый опыт, на самом старте, составлял три года. А рекорд, когда
на помощь приходили региональные власти - полгода. И даже в режиме ускоренной
регистрации при ковиде быстрее месяца не получается, а ведь приходят новые
штаммы, надо быстро реагировать».
Среди других
проблем технологических стартапов - сложности включения в программы госзаказа и
господдержки. Как правило, начинающие компании поначалу работают через субподряд,
однако такой опыт не засчитывается при прямом участии в тендере/закупке. Не
помогает и наличие актов выполненных работ, подписанных с генеральным
подрядчиком, - заявки на участие все равно отклоняются.
Помимо этого, маленькие
компании не могут претендовать на программы поддержки и государственно-частного
партнерства в рамках сотрудничества с Минпромторгом, поскольку не подходят по
формальным критериям ни под какие федеральные целевые программы. Им
предлагается пользоваться иными мерами поддержки, например, в рамках фонда
содействия инновациям, однако это сильно замедляет перевод изобретений в стадию
промышленного производства.
Борис Титов
пообещал отразить упомянутые проблемы технологических стартапов в очередном
докладе Уполномоченного в адрес Президента России, подготовка которого ведется
в настоящий момент.