Поиск по сайту

Все трудности преодолимы

   Михаил Александрович Шувалов с 2017г. возглавляет местное отделение Российского союза ветеранов Афганистана.
Закончил 8 классов Новоспасской средней школы №1, потом Кузнецкое музучилище по классу «баян». В октябре 1980 года призвали в ряды Вооруженных сил.
   Вот что он вспоминает о своей службе в Афганистане. - В Пензе, где формировали эшелон для отправки в войска, сказали: «Будете служить в теплых южных странах». Отправили в Узбекистан в приграничный город Термез. По прибытии сообщили, что будут готовить для Афгана. Попал я в батальон связи. В Термезе была перевалочная база. Все грузы - боеприпасы, продовольствие, стройматериалы, колонна за колонной, шли через этот город в Афган. Так как ситуация была сложная, войска ввели совсем недавно, учебная рота в количестве 100 человек ежедневно после завтрака загружала колонны. Времени на учебу по специальности не хватало, два месяца учиться получалось урывками. От тех, кто ходил в колоннах, много слышали о том, что за служба предстоит, видели изрешеченные машины. Было страшновато, но до конца еще не осознавали ситуации. Как говорится, пока на своей шкуре не испытаешь, ничего не поймешь. 31 декабря 1980г. отправили на пересыльный пункт. Всех вновь прибывших заселили в палатки без полов, окон и дверей. Ближе к 12 часам ночи начался «салют». Стало страшновато, пришел прапорщик, рассказал, куда попали, что никто за ручку водить не будет, велел нос даже не высовывать. Но в окошечко всё же выглядывали. Нигде таких салютов не было, даже в Москве. Трассеры, сигнальные мины, осветительные ракеты - всё летело в воздух. Зарево стояло - мама не горюй. Начали искать земляков, раздобыли солярки. Топили ей всю ночь, наутро все вышли черные, как негры. За нами приехали только 3-го числа, меня забрали в полк связи недалеко от Кабула и знаменитого дворца Амина. Когда приехали в полк, недалеко стояла рота подвоза воды. Ребята должны были уйти осенью, но всё еще несли службу. Были случаи, когда некоторые погибали, отслужив свой положенный срок и не дождавшись приказа о демобилизации. Летом в Афганистане стоит жара 50 градусов и выше. Выкопать капонир 1,5 метра глубиной в горах - непростая задача, ломом приходится долбить камни. Воздух разреженный, даже налегке идти тяжело. Тем, кто со спортом был не в ладах, приходилось особенно тяжело. Многих ребят подкосили болезни - брюшной тиф, желтуха и другие, названия которых даже и не знали. Прививки не всегда помогали, потому что качество воды оставляло желать лучшего. Каждый день кругом в горах была стрельба, особенно по вечерам. Угнетала неразбериха, было непонятно, кто где стреляет, потом привык. Прикрепили к старослужащим, которые учили премудростям службы.
   По требованиям военного времени два раза меняли дислокацию, заново готовили позиции, копали капониры. Вся надежда была только на себя. Дежурная смена несла службу в аппаратной. Шоферы несли караульную службу. Днем сидишь на дежурстве, а ночью могли объявить повышенную готовность и отдыхающую смену отправить в окопы. Три аппаратных обнесены колючей проволокой и больше рядом никого нет, приходилось всё это охранять, иногда по несколько суток практически без сна. Бывали случаи на некоторых узлах связи, когда часовой засыпал, и душманы заходили и вырезали всех, кто там был. На часовых была очень большая ответственность. За полгода до демобилизации назначили начальником аппаратной. Добавилась ответственность не только за себя, но и за всех. Но воодушевляло то, что скоро попаду домой. Когда срок службы подошел к концу, попросил командира включить в первую партию, потому что дома ждали жена и маленькая дочь, которых не видел целых два года. После демобилизации первым делом заехал к родителям в Новоспасское, на следующий день отправился к жене, которая жила в Кузнецке. Была очень трогательная встреча. Первое время на «гражданке» было непривычно - тишина, нет стрельбы, совсем другая жизнь. Так как на своей малой родине с жильем не было перспектив, старший брат посоветовал устроиться работать в совхоз «Сызранский». Руководитель В.А. Пешехонов предложил должность директора клуба и дал новую квартиру. Сначала работал в клубе, потом по совместительству в музыкальной школе, в которую перешел окончательно в 1984 году, где работаю по сей день, учу детей музыке. В напутствие молодому поколению хочется сказать, что всегда нужно стремиться выполнять долг гражданина. Молодые должны брать пример со старших. Нужно готовить себя к службе в армии. Мой отец, ветеран Великой Отечественной войны, всегда говорил, что не нужно ничего бояться, все трудности преодолимы.