Аферисты подстраиваются под текущую повестку дня и активно
начали использовать социально-экономическую ситуацию в стране и мире для
выманивания сбережений у населения. Вместе с экспертом Центра финансовой
грамотности НИФИ Минфина Ольга Дайнеко разберемся что надо знать, чтобы не
попасть на удочку мошенника.
«Мошенничество
с открытием счетов в «надежных иностранных банках» появилось не сегодня,
сменились лишь аргументация по «открытию счета» для потенциального «клиента»
или, вернее сказать, жертвы. Если раньше это происходило чаще под предлогом
получения большого дохода (лже-брокеры с инвестиционными счетами), то сегодня
предлагают таким образом скрыть доходы и накопления в «далеких валютных офшорах»»,
- говорит Ольга.
К делу
такие мошенники нередко подходят серьезно, создавая целую бизнес-модель: запускают
страницу веб-сайта якобы «банка», организовывают «горячую линию» кредитной
организации, где действительно отвечают на вопросы. Все это делается, чтобы
создать образ солидной и надёжной организации. Однако при открытии счета
начинают появляться триггеры, которые должны насторожить. Как говорит эксперт,
они предлагают открыть счет только удаленно и напирают на надежность тем, что
находятся вне контроля мегарегулятора - Банка России, ИФНС и прочих надзорных
органов. Результатом «открытия» таких счетов, в лучшем случае будет
гарантированное похищение личных и персональных данных (в том числе реальных
банковских), в худшем - добавится кража денежных средств.
Какую
информацию требуют аферисты?
Злоумышленники
выманивают личные данные своей жертвы:
-
данные паспорта - по
словам «представителя банка» эта информация необходима для присвоения
индивидуального кода счета (без имени)
-
данные существующих
банковских счетов/карт).
Мошенники
предупреждают, что для безопасности деньги на новый «счет» будут поступать
через посредника. Вводя в заблуждения клиента в процессе переговоров, будут
потребоваться и СМС или пуш-уведомления (для «подтверждения транзакции» на
созданный «счет»). Каждый раз мошенники могут придумывать новые уловки с одной
целью - добраться до сбережений жертвы. Ряд афер даже сложно распознать
изначально, так как изначально жертва может увидеть свои деньги на счету в
лже-банке. Однако далее наступает череда проблем: что-то идет не так, то «нужно
немного подождать», сложности с переводов ввиду санкций, проверка платежа,
необходимость открыть еще один «резервный счет» и т.д..
Как
обезопасить себя?
В этой
ситуации важно вовремя сказать себе «СТОП», а лучше при первых словах
собеседника по телефону о «безопасных счетах» положить трубку. Предлагаемая «услуга»
попросту невозможна - чудес не бывает.
«Память
о 90-х прошлого века сыграет плохую службу, поскольку законодательство с тех
пор совершенствовалось все эти десятилетия. Важно понимать, что для мошенника
это высокооплачиваемая работа, которая
предполагает высокий уровень навыков социальной инженерии, психологии и владение цифровыми технологиями. Искать
правду, оставшись у разбитого корыта, будет чрезвычайно сложно», -
предупреждает Ольга Дайнеко. Помните - высокотехнологичное мошенничество имеет сложный
алгоритм доказывания совершения противоправных действий. Кроме того, зачастую
все посредники мошеннических действий находятся вне досягаемости
правоохранительных структур, вне их юрисдикции и вернуть украденные деньги
будет практически невозможно.